Сегодня, 21 августа, вступает в силу Закон N
2258-VI, призванный воплотить в украинские реалии рекомендации FATF по борьбе с
легализацией незаконно полученных доходов. Документом вносится ряд изменений в
Закон "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем" N249-IV от 28.11.2002.
По данным аналитиков ЛІГА:ЗАКОН,Закон
расширяет перечень субъектов первичного финмониторинга, которые обязаны
собирать информацию о деятельности своих клиентов и передавать ее специально
созданному уполномоченному органу. Также расширен перечень госорганов, которые
осуществляют контроль над субъектами первичного финмониторинга (в т. ч. Минюст,
Минфин, Минэкономики).
Субъекты первичного финмониторинга, в
соответствии с Законом, разделяются на специальных и неспециальных. В число
первых входят:
- риелторы,
- аудиторы,
- нотариусы,
- адвокаты и бухгалтеры-предприниматели,
- продавцы драгоценных металлов и камней,
- организаторы азартных игр и т. д.
Среди неспециальных:
- банки и страховые компании,
- кредитные союзы и ломбарды;
- товарные и фондовые биржи;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- учреждения, занимающиеся переводом денежных средств, в том числе операторы
почтовой связи, и др.
Вышеназванных субъектов Закон обязывает собирать
существенную информацию о своих клиентах и их сделках (финансовых операциях), в
том числе о:
- переводе денежных средств на анонимные счета
за границу и поступлении средств с анонимного (номерного) счета;
- купле-продаже дорожных чеков (других аналогичных платежных средств) за
наличные;
- предоставлении или получении кредита (ссуды), в том числе от предприятий,
местонахождение которых относится к "неблагонадежным";
- зачислении на счет средств в наличной форме, с их последующим переводом в тот
же или на следующий операционный день другому лицу;
- обмене банкнот на банкноты другого номинала и осуществлении наличных
расчетов;
- переводе средств за границу при отсутствии внешнеэкономического контракта;
- проведении финопераций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в
депозитарных учреждениях;
- получении (уплате, переводе) страхового платежа и проведении страховой
выплаты или страхового возмещения;
- выплате (передаче) выигрыша в лотерею, внесении другим способом платы за
право участия в азартной игре;
- осуществлении расчетов по ВЭД-контрактам, не предусматривающим фактического
перемещения продукции через таможенную границу Украины, и др.
За непредоставление такого рода информации
(несвоевременное ее предоставление) субъектам первичного финмониторинга будет
грозить довольно серьезная ответственность: минимальный штраф 1-2 тыс.
необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничение свободы сроком до двух
лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью сроком до трех лет.